Петербург, ХХ век, фрагменты: А.А.Собчак о памятнике Петру работы Шемякина

История Петербурга, ХХ век, фрагменты


Главная

Предисловие

Новости

Ссылки

Благодарности

Авторские права

События

Карта сайта





E-mail:
admin@fragments.spb.ru

А. А. Собчак о памятнике Петру работы Шемякина

<...>Образ Петра Великого, его внешний облик, с которым идентифицирует себя город, хорошо известен.

Прежде всего, это, конечно, Петр, созданный скульптором Фальконе, - грозный и вдохновенный Медный всадник. Лучшего памятника не поставили ни одному из императоров, даже древнеримских. Затем Петр работы Растрелли у Михайловского (Инженерного) замка.

У Пушкина:

Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен,
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как Божия гроза.

Есть еще и Петр, сыгранный великим артистом Николаем Симоновым, которого помнят несколько поколений кинозрителей, - безудержный, талантливый, мощный, глаз от него не оторвать! Кто хоть раз видел - запомнил навсегда!

Эти знаменитые интерпретации образа Петра сложились в классический, величественный, но в то же время хрестоматийный образ.

Поэтому, когда в 1991 году по моей инициативе в Ленинграде было установлено скульптурное изображение Петра работы Михаила Шемякина, подаренное городу автором, это вызвало бурю негодования - настолько он не укладывался ни в какие рамки и выглядел как очевидный вызов всему официальному.

Я не могу сказать, что сразу был покорен шемякинским Петром. При первом взгляде на него он раздражает, как внезапно заболевший зуб, но и оторваться от него невозможно. Я сразу же решил, что этот памятник нужен городу, хотя бы для того, чтобы нарушить унылое однообразие соцреалистических фигур, понаставленных в городе за советское время. Кроме аникушинского Пушкина, ни один из памятников этого периода города не украсил и ничего не добавил к его облику.

Самое удивительное состоит в том, что несоразмерно маленькая голова шемякинского Петра, которая вызывает наибольшие споры и раздражение, является абсолютно реалистической деталью - она сделана по маске Петра. А вот как описывал Петра знаменитый художник В.А. Серов, собиравшийся писать его портрет: “Он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках, и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головой, чем на живого человека”.

На наши современные представления о внешности Петра Великого, конечно же, накладывается отпечаток его исторических деяний, написанных о нем книг и поставленных ему памятников. Идеализация внешности любого великого человека неизбежна. Заслуга Михаила Шемякина, на мой взгляд, состоит в том, что он попытался очистить образ Петра от последующих наслоений, вернув ему его человеческие черты простого смертного, за которым, однако просматривается характер и черты гения со всеми его пороками и добродетелями.

Мы долго искали место для такого памятника - в Летнем саду, у Домика Петра на Петроградской стороне, но в конце концов остановились на Петропавловской крепости у Комендантского дома. И лучшего места не сыщешь!

Хотя вокруг шемякинского Петра в течение нескольких месяцев практически ежедневно происходили митинги, пикеты и бурные обсуждения (первое время я, на всякий случай, распорядился об охране) - он сразу же стал неотъемлемой частью городской жизни. Прошли годы, и никто сегодня уже не вспоминает об этих спорах, а ведь не только Шемякина, но и меня (“зачем разрешил такое поставить?”) упрекали в искажении образа Петра, в надругательстве над его памятью... и т.д. Памятник стоит и очень существенно дополняет наши расхожие представления.<...>

(Цитируется по: Собчак А.А. )